comtemichel (comtemichel) wrote,
comtemichel
comtemichel

На окончание пятого потока курса системного мышления

Оригинал взят у ailev в На окончание пятого потока курса системного мышления
Сегодня закончил пятый поток шестидневного "Системного менеджмента и стратегирования". Из новинок было обсуждение основных ошибок системного мышления, связанное с материалом первого дня "как найти свою систему среди чужих (в холархии)". И на шестой день ошибки материала первого дня обсуждались совсем-совсем по-другому:

1. Выбор правильного системного уровня. Критерии:
-- нужная нам эмерджентность определяет границу сверху -- "дом, показывающий время" это многовато будет, если нужно время, то выбирать нужно часы. Выше -- использующая система, которую нужно тоже определять в явном виде.
-- отделение от модульных платформ определяет границу снизу. Мы не начинаем строить целевую систему с атомов, выстраивая из них молекулы, а из молекул сразу получая нашу систему-индивид, занимающую своё место в пространстве-времени. В уровни построения самой платформы мы не влезаем, элементы платформы это "элементы", далее их не делим на подэлементы, в этом-то и смысл модульности. И (сюрприз!) правильный выбор платформы даёт абсолютно иное качество. Кварцевые часы, механические часы и солнечные часы будут иметь совершенно разные характеристики, но часовщики не добывают кварц, не занимаются выплавкой стали для шестерёнок и не зажигают солнце, чтобы получить тень. Примером тут является миофасция как двигательная платформа: она выше уровня костей и мышц (и уж тем более клеток), но ниже уровня конкретных поз и паттернов их смены для той или иной двигательной активности (бега, танцев, боевых искусств). Все, кто пытаются получить какие-то позы и паттерны движений, обсуждая мышцы и кости (в 4D, т.е. в движении!), формально правы, но по сути -- ошибаются, это как обсуждать работу механических часов, обсуждая не шестерёнки и передаточные числа, а просто куски металлических сплавов сложной формы, взаимодействующие друг с другом. Формально это верно, а по сути это будет не обсуждение часов, а пустопорожние разговоры -- если кому-то интуитивно удастся выйти на понятие передаточного числа и понятия зуба и эвольвенты, то он будет гениальным часовщиком, но это знание он даже не сможет передать другим людям, для этих интуитивных понятий и слов ведь таких не будет!

2. То же самое относится к практикам. Выполнение практик зависит от "фитнеса", готовности к действию, которое означает способность (физическую и ментальную) выполнять более базовые практики. Тут неправильно говорить о "платформах" (ибо практики функциональны/компонентны, а не конструктивны/модульны, а уж мыслительные практики и вообще плохо обсуждаются -- холархический словарь "частей-целых" тут даёт сбой, не все иерархии являются системными холархиями), но по сути это то же самое. Многие оговорки на этот счёт и какое-то обсуждение можно найти в "Системное мышление, его платформа и мыслительное окружение" http://ailev.livejournal.com/1324391.html, написанный по следам дискуссии по посту Александра Турханова. Я дал несколько примеров:
-- фитнес рационального мышления и осознанности, который нужен для полноценного системного мышления, http://ailev.livejournal.com/1311261.html, а также многих-многих других мышлений. И фитнес системного мышления, которое нужно для системной инженерии и системного менеджмента и ещё много чего другого.
-- фитнес для двигательных практик (расписанный буквально одним последним абзацем в "Кизомбическое" http://ailev.livejournal.com/1338526.html и намеченный в "Танцевальном мышлении и его развитии" http://ailev.livejournal.com/1332624.html. Если ты не понимаешь, как отрабатывать те или иные паттерны движения, не знаешь отличия сомы от тела, не работаешь с миофасцией, то можно долго и нудно учиться боевым искусствам или танцам. А если понимаешь, то время обучения можно сократить впятеро.
-- кратко обсудили, что все эти "шовинизмы" проектного управления, а также многих других дисциплин во многом связаны с тем, что пытаются фитнес втянуть в собственно предмет, "платформу" втянуть в несвойственный ей уровень (типа как способы добычи серебра обсуждаются в практиках ювелирного дела -- ведь не добудешь серебра, ювелирного дела не будет! Так и в проектном управлении могут обсуждать практики проведения совещаний и ведения переговоров, инженерии требований и лидерства -- те "платформенные" умения, те готовности к действиям, которые могут быть использованы не только в проектном управлении).
-- когда строится какая-то практика, нужно отбирать "своё" по уровню. Примером может служить то же лидерство, которое строится над "фитнесом" психотехнологий. Лидер должен иметь готовность к психотехнической и коммуникативной работе: уметь активно слушать, уметь коммуницировать, знать о существовании бессознательного у людей и т.д. -- ни одного слова "лидерства" в этом списке нет, это просто готовность к жизни среди людей, это нужно не только лидерам (лидерам как стейкхолдерам, лидерам как занимающимся практикой лидерства). А что нужно лидерам? А лидерам (и лидерский фитнес именно в этом, он не "психотехнический", не "коммуникационный", он "лидерский"!) нужно уметь определять нужные роли, находить способные выполнять эти роли таланты, а также вести душещипательные очень специфические разговоры, которые убеждают талантов выполнять роли и следовать дисциплине, используя при этом доступные для поддержки этой дисциплины технологии.

3. Проектность системного мышления. Оно привязано к системам, которые в конечном итоге являются индивидами, а не типами. Как только мы от индивидов убегаем в пространство типов индивидов, то мы хорошо проектируем, но теряем связь с жизнью, переобобщаем. Проявляется это обычно как невозможность нарисовать какую-то внятную холархию, их получается множество самых разных связанных -- и это верный признак, что речь идёт не об одном проекте, а о множестве. Лучше всего в этом случае сосредоточиться и выделить какой-то конкретный проект или тип проектов, при этом жизнь существенно упроститься. Потом можно будет выделить какую-то платформу (модули, которые войдут в состав поставляемой целевой системы) или практики, возможные для использования во многих проектах (и даже программах), но это потом. Если вести разговор "про всё сразу", то ничего не получится -- никаких холархий, никаких интересов стейкхолдеров (кроме тех, которые озабочены "всем сразу", и это обычно совсем другой системный уровень -- до отдельных проектов с этого уровня добраться тяжело, это уровень governance, "поднадзорности"). Нужно сфокусироваться, обрубить лишнее, обсуждать ведущий проект -- т.е. разные типовые проекты обсуждать по отдельности. И жизнь сразу упростится.

По сути, искать свою систему нужно, выбирая узкую горизонтальную полоску в холархии и узкую вертикальную полоску своей холархии в ряду огромного их числа (использующих систем может быть огромное количество разных!).

Это и есть содержание первого дня тренинга, а заодно это и содержание шестого дня тренинга -- выбор целевой системы это ведь стратегирование!

Закончили тем, что своими впечатлениями поделились прошедшие курс дважды (таких оказалось двое) и трижды (таких нашёлся один человек). По сути, их впечатления сводились к тому, что курс в части системного мышления переводит из состояния неосознанной некомпетенции в состояние осознанной некомпетенции, и по некоторому узкому кругу вопросов в состояние осознанной компетенции (начальные пункты из "Системная метанойя" http://ailev.livejournal.com/1278095.html). В этом и есть ценность тренинга, никаких обещаний "вы станете системным мыслителем, менеджером и стратегом за шесть дней" не было и не будет, но это не означает, что тренинг бесполезен. Нет, он полезен, он выводит на какой-то уровень осознанности в системном мышлении и указывает направление дальнейшего движения.

А ещё на пятом потоке впервые был доступен менторинг: у выбравших его упражнения и эссе по их рабочим проектам рецензировались преподавателями, а не писались "в стол".

Интересную характеристику дал сегодня Владимир Никонов результату тренинга: "Драматически изменилось описание мира моей голове. Это похоже на чудо, потому, что при этом старая картина мира сохранилась и осталась частным случаем. Жизнь заиграла новыми нотами, красками и возможностями" (https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1587103307971314&set=a.969073933107591.1073741826.100000149804273&type=3). Ключевое тут -- это "старая картина мира сохранилась и осталась частным случаем", просто в мозгу появились полочки, куда можно положить все старые знания (понятно, о чём эти знания, как их использовать -- это ж всё разные viewpoints и view, это знания о практиках! они никуда не деваются, системный подход их не отменяет, он их признаёт!) и полочки, куда можно класть новые знания -- с понятна сама структура этих новых полочек, собственно понятия системного подхода.

А дальше? Дальше сами, развиваем беглость. Ну, а ещё читаем рекомендуемые в курсе книги по системному менеджменту, осваиваем новые практики и действуем, действуем, действуем.

Ну, и ждём докладов от выпускников на нашей конференции 16 апреля 2017 -- http://ailev.livejournal.com/1336296.html (начальный список докладов вот тут: https://www.facebook.com/events/1906733139572683/permalink/1908698706042793/).

Вот я с выпускниками (без дистантных Лондона и Астаны -- полностью дистантные подключения тоже были впервые в пятом потоке):

Tags: аналитика, образование, перепост, системное мышление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments