comtemichel (comtemichel) wrote,
comtemichel
comtemichel

ПРЕДЫСТОРИЯ АРКАНАРСКОЙ РЕЗНИ

Оригинал взят у putnik1 в ПРЕДЫСТОРИЯ АРКАНАРСКОЙ РЕЗНИ


Итак, они отделяют себя от остальных. И считают себя меньшинством, которому дано право вести большинство.Кто же внушил им эту самодовольную уверенность, что они лучшие и только они знают единственно правильную дорогу? Что граница между ними и остальными пролегает чуть ли не на генетическом уровне?

Прочитал статью Евгения Верещагина, в очередной раз пытающегося определить Аркадия и Бориса, как "основоположников российского социального расизма", и как обычно, возникло желание слегонца попинать.  Естественно, в переносном смысле. А своим желаниям надо потакать...


(а)  Тот факт, что абсолютное большинство человеков – ведомо, как ни выкручивай, объективен. Это не значит, что они плохи и вовсе уж тупы. Нет, они могут быть замечательными людьми в личной жизни, блестящими профессионалами, талантищами, киевскими профессорами и московскими писателями, - и тем не менее, они ведомы, убеждаемы и управляемы. Примеров тьма. Тут и простая старушка, уверенная, что делает благое дело, кидая хворост в костер Гуса. Тут и  полноправный афинский  гражданин, осудивший на изгнание Аристида, ибо надоело слышать, как того называют Справедливым. А уж о гелиэе, осудившей Сократа (сгоряча, просто чтобы не выпендривался), а затем и его обвинителей (за то, что погубили «лучшего из афинян»), я и не говорю.

(б) Не принимая этого в расчет, автор, уж не знаю, сдуру или по злому умыслу, изначально фальшивит,  перечисляя произведения Братьев вперемешку, словно все они написаны одновременно. А это не так. Проблема «управляемости» (ведомости) большинства волновала А и Б с самого начала их творческого пути, но, начиная этот путь, они были твердо убеждены, что проблема лишь в том, что «ведомые» плохо воспитаны неправильно организованным обществом, а если общество правильное, если ставит задачу пробудить в каждом человеке творческий потенциал, научить его думать самостоятельно, а прочее придет. И Жилин из «Хищных вещей века» вовсе не «пропитан чувством превосходства над заскорузлыми мещанами-обывателями», наоборот, он, воспитанный в обществе Полдня, просто не может понять, как человек (!), такой же, как он, может быть заскорузлым.

(в) Тут ни о какой «сегрегации» нет и речи, как нет ее и в "Обитаемом острове". Да, "симпатия и поддержка героя и авторов на стороне «выродков» — людей интеллигентных и однозначно настроенных против тоталитарной власти. Их меньшинство, но вся надежда только на них, поскольку остальные ежедневно... оболваниваются незаметной пропагандой", - да только вот беда: автор как-то забывает, что ведь и Неизвестные Отцы, которые тоталитарная власть,  – те же «выродки»,  а заветная мечта многих «выродков» из подполья как раз прорваться в официалы. Иными словами, водораздел проходит вовсе не по биологическому принципу. Как и в "Понедельнике" маги отделены от других людей вовсе не "своими невероятными знаниями и основанными на них возможностями" (это техника, овладеть которой под силу и Выбегалле), а отношением к труду, как к творчеству, важнее и выше которого для человека нет ничего.

(г) Тем более, нет «сегрегации» и в «Трудно быть богом», потому что арканарские книгочеи вовсе не отделены от средневекового общества «своими целями, задачами и возможностями». Вернее, возможностями (талантами) отделены. Но ничуть не больше, чем в «нашей истории» всякие там Лукреции Кары, Серветы, Насими и Ипатии, -, действительно, «проводники в будущее», погубленные обществом, - но никаких особых целей и задач перед собой не ставившие. Они просто пишут стихи, романы, исторические хроники, ставят эксперименты, изобретают, - но никого не стремятся за собой вести. И если уж на то пошло, то единственный человек, которого правильно воспитанный Антон ставит выше себя, это Арата Горбатый, - кто угодно, но не "книгочей".

(д) Иное дело, что в процессе творческого роста, мудрея и разочаровываясь, Братья многое переоценили. Как, между прочим, и их антагонист Иван Ефремов, от "Туманности Андромеды", - восторженного гимна Человеку Совершенному, - пришедший в "Часе Быка" к угрюмому признанию того факта, что далеко не всякий человек способен дорасти до совершенства, А и Б в "Отягощенных злом" ставят точку на своей любимой идее "Учитель, воспитай ученика", и далее делают единственно возможный вывод: человек есть таков, каков есть,  и если общество в целом больно, то болезнь становится нормой, а следовательно, тем, кто здоров, - в том смысле, что нравственно выше среднего уровня, - лучше просто уйти, не "стараясь двигать прогресс".

(е) И все равно: никакой сегрегации. Пусть даже молоденький (лет 20-25) Антон в сердцах думает о людях Арканара, как о «жрущей и размножающейся протоплазме», авторы-то ставят вопрос иначе. Потому что есть же и нежная Кира, и верный до смерти Уно, и сложный дон Рипат, которому смутно за что-то стыдно, и блестящий нонконформист барон Пампа, в конце концов. Ни один из них не книгочей, ни один из них не задумывается о "странном", - но ведь они тоже неотъемлемая часть Арканара, а значит, ни о какой биологии речь не идет. Да и насчет "пинками в светлое будущее" тоже ведь глупости юного (лент 18-20) Максима, - а люди постарше и поумнее ставят вопрос о том же Просвещении.

Короче говоря, нет у Стругацких никакого "социального расизма" и никакой пропагады какого угодно "избранничества", тем паче, отделения "избранных" от "грязных больных дикарей". Есть сначала радостная вера в человека просто потому, что он - человек, а затем горькая тоска от того, что человек как таковой этой веры не достоин. Грустно, конечно. Однако давайте оглянемся по сторонам: разве то, что мы видим на обломках некогда самой читающей страны, где детвора грезила Космосом, а человек человеку был рад, не подтверждает этот печальный вывод?

Иное дело, что, - да! - очень немалая часть российских социал-либералов, объявляя себя "авангардом", всех, кто не согласен, определяет, как балласт, полагая себя имеющими право на власть, потому что начитаннее, чище и намного богаче, - а стало быть, делом доказали свое превосходство. Вот только создано-то их богатство никак не творчеством, но хитростью, подлостью, воровством и (как же без этого?!) близостью к донам Рэбам и отцам Цупикам, распределяющим жизненные блага, и зависит стабильность их "особого статуса", а стало быть, и лояльность властям, только от того, какие конкретно Рэбы и Цупики стоят у руля в данный момент.

Иными словами, выпендриваясь и прихорашиваясь, вся эти "глашатаи 14%", вся эта красиво прикинутая и как бы умственно продвинутая, но, в отличие от "книгочеев" ничего, кроме бла-бла не умеющая и ничем не готовая реально жертвовать, а вполне конформная, падкая на блага социальная группа, по факту, как раз и есть "грязные" (хотя и чисто вымытые) и "больные" (пусть даже лечатся в лучших клиниках) "дикари", сами себя объявляющие "элитой".  По сути, братья-близнецы "опор  "крровавого режима", только обиженные, что не допущены к дележу.

То есть, совершенно реальный, не по заслугам прожорливый и сверх меры амбициозный социальный балласт, - плоть от плоти  "ненавистных" 86%, - для приятности самоощущения в узеньком своем кругу позиционирующий себя, - все же дети своего поколения, - Прогрессорами, а то и Люденами.

Это да.
Но причем же здесь Братья?

Tags: литература, общество, перепост, фантастика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments