comtemichel (comtemichel) wrote,
comtemichel
comtemichel

Сериализация изложения системного мышления

Оригинал взят у ailev в Сериализация изложения системного мышления
За последние две недели на тему системного мышления у меня было шесть тренинговых дней в трёх разных местах (а в одном месте ещё и две разных аудитории -- то есть в четырёх разных местах). Содержание менял каждый раз, экспериментировал-учился. Основной вопрос, который меня волновал: как сериализовать предмет системного мышления, т.е. как его преподать.

Каждый мыслительный приём прост, но сочетание и бесконечное комбинирование простых приёмов рождает сложное мышление -- и для всех непосвящённых это запутанный клубок, а для посвящённых вообще какой-то принципиально неразматываемый в последовательность сплав, плотный шарик идей, где "всё со всем связано, и нет ни начала, ни конца". В Новосибирске мне даже пришлось пару раз указывать, что я совершенно сознательно указываю на место, где там торчит ниточка, с которой нужно этот шарик разматывать ("воплощение системы" -- всё разматывается оттуда!), хотя на диаграммах честно приведены самые разные участвующие в рассмотрении сущности -- возможности, стейкхолдеры, определение системы, воплощение системы, команда, работы, технологии. Пару раз указывать пришлось именно в силу того, что "запутанность" понятна, а место начала размотки неочевидно! Особенно неочевидно это "место размотки" для менеджеров, с инженерами-то полегче. Более того, разматывать-то логически нужно с "воплощения системы", но в проектах по созданию систем это "воплощение" (в бетоне, металле, исполняемом компьютерном коде) появляется в физическом времени обычно в самом конце проекта по созданию системы! Ну, системный подход контринтуитивен, он противоречит "здравому смыслу" -- пока не выработается его собственная интуиция, пока он сам не станет "здравым смыслом".

Вот главные из мыслительных приёмов системного подхода, изложенные в варианте "системных координат": http://ailev.livejournal.com/1221425.html.

Сегодня завершил первый день второго потока шестидневного марафона по системному менеджменту (http://system-school.ru/event/kurs-treningov-sistemnogo-mshleniya-sistemny-menedzhment-i-strategirovanie/). Впервые результат меня удовлетворил, хотя я им несколько удивлён: нужно сначала выкинуть всё про деятельность, практики, обеспечивающую систему (хотя и дать на неё намёк), жизненный цикл, но подробно разобраться со стейкхолдерами в театральной метафоре и их интересами (игнорируя тему междисциплинарности!) и местом целевой системы в холархии. Точка. Больше ничего в один день не поместится, и только будет сбивать с толку -- вначале всем будет казаться, что "всё очень медленно и просто", а в конце при полном ощущении медленности будет "ой, ничего не поняли, сложно-то всё как!". А так сначала мы даём аппарат командной договорки про целевую и использующую систему и их стейкхолдеров, и только потом начинаем разбираться с деятельностью вокруг этих систем. В проблеме "что раньше -- яйцо или курица, целевая система или система деятельности/обеспечивающая система?" при изложении важным оказывается сначала определить целевую систему, а из описания системы деятельности оставить только стейкхолдеров и их интересы. Ибо деятельность по поводу не-пойми-чего описывать бессмысленно, а без специального тренинга у участников тренинга вместо целевых систем обычно именно не-пойми-чего.

Итого: содержание и последовательность изложения вроде как устаканились, дальше нужно поработать над формой -- добавить чуток вопросов и упражнений, кое-где поменять примеры. Но опять же: легко работать над формой, если понятно содержание!

У школы системного мышления миссия -- сделать системное мышление доступным рабочим инструментом (http://system-school.ru/o-shkole/). Миссия потихоньку реализуется: доступность за последний год явно повысилась -- это отмечают все, кто приходил ко мне год назад и сейчас (и такие люди есть в каждой группе).

Но доступность системного мышления не обещает, что "всё легко". Дальше как с высшей математикой: теорию преподают всем одинаково, а задачки решают (или не решают) все по-разному. Повышенная доступность системного мышления означает лишь, что становятся понятными задачки -- а необходимость включения мозга на полную катушку для решения этих задачек никто не отменял, никаких "универсальных пошаговых алгоримов гарантированного ответа на все вопросы" в системном мышлении нет. Так, сегодня все участники ушли с осознанием проблем в своих проектах -- и это огромный прогресс, явное формулирование проблем, формулирование задач для их решения. Как сказал один из участников: "я понял, почему тренинг идёт раз в неделю -- неделя нужна, чтобы хоть как-то обдумать поставленные за один день задачи". Да, именно так и было задумано.

Tags: аналитика, образование, перепост, системное мышление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments