comtemichel (comtemichel) wrote,
comtemichel
comtemichel

Не пропадать же добру? Моя деканская программа. Ч.1

Министерство образования и науки  Российской Федерации
Сибирский государственный технологический университет
Факультет Автоматизации и информационных технологий








ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

факультета Автоматизации и информационных технологий
на период 2013-2018 гг.



Предвыборная программа
кандидата на должность декана факультета
Автоматизации и информационных технологий
кандидата технических наук Доррера Михаила Георгиевича








Красноярск, 2013

Введение

Назначение предлагаемого Вам документа – сформулировать стратегические направления развития Факультета автоматизации и информационных технологий (далее – ФАИТ или Факультет) Сибирского государственного технологического университета (далее – СибГТУ или Университет).
Автор ставил перед собой задачу проанализировать положение и состояние Факультета, а затем выработать представление о направлениях действий по устранению нежелательных явлений в его работе и системному улучшению ключевых показателей деятельности. Главным ориентиром при этом служили цели и задачи, обозначенных в Положении о Факультете.
Уже на первом этапе анализа было понятно, что наиболее острые проблемы – «съеживание» контингента студентов (при заметном снижении качества год от года), объема выполняемых хоздоговорных работ и грантов на выполнение научных исследований, низкий уровень оплаты труда персонала и связанная с ним текучесть кадров – не могут быть устранены сами по себе или каким либо лобовым действием вроде снижения издержек. Требовался системный анализ проблем и выработка комплекса направлений по устранению их первопричин.
Результатом работы явился список направлений развития Факультета, описание содержания каждого направления, причины, вызвавшие его включение в программу, а также оценка ожидаемого эффекта от всего комплекса мероприятий.
[Полный текст 1-3 п.п.]
1. Общие положения
Факультет автоматизации и информационных технологий (ФАИТ) был образован в 1986 году. Его первое название было «Факультет автоматизации и робототехники». Первым деканом нового факультета в 1986-1996 был кандидат технических наук, доцент кафедры электротехники Андрей Андреевич Вайс. ФАИТ выделился из факультета МТД вместе с кафедрами автоматизации производственных процессов, оптимизации технологических систем, электротехники и теоретической механики. С тех пор и по настоящее время на факультете ведется успешная подготовка конкурентоспособных специалистов широкого профиля в таких областях, как промышленная автоматика и, информационные технологии.
Основными видами деятельности выпускников факультета являются следующие:
• проектирование, создание и обслуживание систем компьютерной автоматизации производственных циклов (лесотехническая, химико-технологическая, целлюлозно-бумажная, нефтедобывающая отрасль)
• проектирование, разработка программных комплексов, информационных систем, их внедрение и сопровождение
• создание вычислительных систем и сетей, их администрирование и аппаратная поддержка
Выпускники факультета находят достойное место для трудовой деятельности в организациях самого широкого спектра отраслей народного хозяйства, делают успешную научную, профессиональную и административную карьеру, занимают видные места в органах власти.
2. Цели и задачи факультета.
Согласно Положения о факультете главная цель ФАИТ:
Организация качественного обучения студентов в соответствии с государственными образовательными стандартами и федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования
Основные задачи факультета:
• комплектация контингента обучающихся и слушателей факультета;
• многоуровневая подготовка обучающихся и повышение квалификации;
• интеграция образования, науки и производства;
• повышение профессионального уровня научно-педагогических работников;
• развитие научного потенциала, материально-технической базы, уровня фундаментальных, поисковых, прикладных исследований, разработок по приоритетным направлениям науки и техники, научно-технической и наукоемкой продукции не ниже уровня ведущих технических университетов.
Кроме того, в число задач необходимо включить воспитательную работу со студентами и поддержание морального климата в коллективе факультета.

3. Анализ текущего состояния
Внешнее положение, конкуренция
Целевая ниша потенциальных абитуриентов ФАИТ СибГТУ в части получения высшего образования по всем формам обучения по направлениям подготовки факультета:
• Выпускники школ г. Красноярска, Красноярского края и районов Сибири, интересующиеся информационными технологиями, видящие свое будущее в этой области.
• Выпускники родственных направлений техникумов, входящих в ассоциацию «Сибирский технологический университет».
Главные конкуренты на региональном рынке:
• ИКИТ СФУ
• ИИиТ СибГАУ
Сравнительный анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей ФАИТ СибГТУ на фоне главного конкурента – ИКИТ СФУ.
Внутренние Внешние
Преимущества Сильные стороны:
·        Квалифицированный и сплоченный, достаточно молодой коллектив преподавателей и сотрудников;
·        отлаженный учебный процесс, рабочие планы и программы, соответствующие стандартам третьего поколения;
·        высокий стандарт корпоративной этики и культуры факультета;
·        активно действующие магистратура и аспирантура, обеспечивающие воспроизводство преподавательских кадров высокой квалификации;
·        лидерство в повышении квалификации и переподготовке кадров, освоении и разработке средств дистанционного образования
Возможности:
·        Известность брэнда СибГТУ как старейшего вуза города.
·        Участие в «Ассоциации сибирский технологический университет»
·        Расположение СибГТУ в центре Красноярска.
·        Сильная и известная в России школа подготовки в областях:
·        системного проектирования, оптимизации управления сложными системами (каф. СТ)
·        проектирования информационных систем, в том числе – веб-приложений (каф. ИТ)
·        промышленной автоматики в лесной промышленности (каф. АПП)
·        средств измерений (каф. электротехники)
·        фундаментальной науки (каф. физики)
·        многолетняя положительная репутация как образовательного центра в области ИТ, в том числе доп. образования.
·        Международные связи
·        контакты с университетом NEUSOFT (Далянь, КНР) – каф. СТ, ИТ
·        учебный центр Camozzi (Италия) – каф. АПП
·        Международная проектная школа «Силиконовые долины мира. Индия», Kaveri Group of Institutes, г. Пуна, Индиякаф. ИТ.
Недостатки Слабые стороны:
·        Низкая мотивация студентов к учебе а следовательно – проблемы с успеваемостью и сохранением контингента.
·        Сокращение числа сотрудников, способных оказывать конкурентоспособные ИТ-услуги и выполнять современные научные разработки.
·        Недостаточный объем научных и технологических разработок, выполняемых в рамках грантов и хоздоговорных работ.
Угрозы:
·        Давление со стороны СФУ - приоритетного ВУЗа края для федерального и краевого правительства, обладающего преимуществом в плане известности и узнаваемости.
·        ИКИТ СФУ кратно превосходит ФАИТ по количеству ППС, контингенту студентов в том числе по количеству бюджетных мест,
·        ИКИТ СФУ является опорным институтом по выполнению ряда инновационных программ краевого правительства.


Проведенный анализ ситуации на факультете позволил выявить порядка 40 (подробно – см. Приложение 1) нежелательных явлений в различных областях деятельности – организации учебного планирования, научной и проектной работе, работе с абитуриентами, взаимодействии с администрацией Университета. Построение причинно-следственных связей между ними (см. Приложение 2) позволило выявить ряд первопричин, вызывающих остальные явления как следствие.
К числу выявленных первопричин относятся:
  • В части работы на рынке образовательных и высокотехнологичных услуг, в области привлечения финансирования научных разработок:
    o Высокая конкуренция в нише подготовки ИТ-специалистов в Красноярском крае;
    o малая известность ФАИТ среди потенциальных абитуриентов;
    o недостаточность действий по заблаговременному привлечению и удержанию абитуриентов;
    o недостаточно активная работа с потенциальными покупателями услуг, научно-технической продукции;
    o отсутствие компетенций по продажам научно-технической продукции;
    o недостаточно активная работа с экспертным сообществом в части продвижения и популяризации научной тематики факультета.
  • В части организации учебного процесса:
    o ПВЗ и подушевое финансирование по бюджетным студентам, препятствуют мотивации студентов на освоение учебных материалов угрозой отчисления;
    o Нерациональное планирование учебной нагрузки – множество повторяющихся тем в спецкурсах.
  • В части организации выполнения научных и прикладных разработок:
    o Отсутствие общей научно-значимой грантовой и хоздоговорной тематики для факультета;
    o Работа временных трудовых коллективов с администрацией университета невыгодна для ВТК – высокие накладные расходы, трудоемкое оформление;
    o факультет не включен в разработку общих научных тем университета.
Очевидно, что только стратегия, направленная на устранение в первую очередь корневых причин позволит комплексно решить проблемы, стоящие перед факультетом. Ударить в «сердце спрута», а не бить молотком по «кончикам его щупалец», пытаясь справиться со следствиями, но не устраняя первопричин.
Tags: высшее образование, настоящее, управление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments