comtemichel (comtemichel) wrote,
comtemichel
comtemichel

Не пропадать же добру? Моя деканская программа. Ч.1

Министерство образования и науки  Российской Федерации
Сибирский государственный технологический университет
Факультет Автоматизации и информационных технологий








ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

факультета Автоматизации и информационных технологий
на период 2013-2018 гг.



Предвыборная программа
кандидата на должность декана факультета
Автоматизации и информационных технологий
кандидата технических наук Доррера Михаила Георгиевича








Красноярск, 2013

Введение

Назначение предлагаемого Вам документа – сформулировать стратегические направления развития Факультета автоматизации и информационных технологий (далее – ФАИТ или Факультет) Сибирского государственного технологического университета (далее – СибГТУ или Университет).
Автор ставил перед собой задачу проанализировать положение и состояние Факультета, а затем выработать представление о направлениях действий по устранению нежелательных явлений в его работе и системному улучшению ключевых показателей деятельности. Главным ориентиром при этом служили цели и задачи, обозначенных в Положении о Факультете.
Уже на первом этапе анализа было понятно, что наиболее острые проблемы – «съеживание» контингента студентов (при заметном снижении качества год от года), объема выполняемых хоздоговорных работ и грантов на выполнение научных исследований, низкий уровень оплаты труда персонала и связанная с ним текучесть кадров – не могут быть устранены сами по себе или каким либо лобовым действием вроде снижения издержек. Требовался системный анализ проблем и выработка комплекса направлений по устранению их первопричин.
Результатом работы явился список направлений развития Факультета, описание содержания каждого направления, причины, вызвавшие его включение в программу, а также оценка ожидаемого эффекта от всего комплекса мероприятий.
[Полный текст 1-3 п.п.]
1. Общие положения
Факультет автоматизации и информационных технологий (ФАИТ) был образован в 1986 году. Его первое название было «Факультет автоматизации и робототехники». Первым деканом нового факультета в 1986-1996 был кандидат технических наук, доцент кафедры электротехники Андрей Андреевич Вайс. ФАИТ выделился из факультета МТД вместе с кафедрами автоматизации производственных процессов, оптимизации технологических систем, электротехники и теоретической механики. С тех пор и по настоящее время на факультете ведется успешная подготовка конкурентоспособных специалистов широкого профиля в таких областях, как промышленная автоматика и, информационные технологии.
Основными видами деятельности выпускников факультета являются следующие:
• проектирование, создание и обслуживание систем компьютерной автоматизации производственных циклов (лесотехническая, химико-технологическая, целлюлозно-бумажная, нефтедобывающая отрасль)
• проектирование, разработка программных комплексов, информационных систем, их внедрение и сопровождение
• создание вычислительных систем и сетей, их администрирование и аппаратная поддержка
Выпускники факультета находят достойное место для трудовой деятельности в организациях самого широкого спектра отраслей народного хозяйства, делают успешную научную, профессиональную и административную карьеру, занимают видные места в органах власти.
2. Цели и задачи факультета.
Согласно Положения о факультете главная цель ФАИТ:
Организация качественного обучения студентов в соответствии с государственными образовательными стандартами и федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования
Основные задачи факультета:
• комплектация контингента обучающихся и слушателей факультета;
• многоуровневая подготовка обучающихся и повышение квалификации;
• интеграция образования, науки и производства;
• повышение профессионального уровня научно-педагогических работников;
• развитие научного потенциала, материально-технической базы, уровня фундаментальных, поисковых, прикладных исследований, разработок по приоритетным направлениям науки и техники, научно-технической и наукоемкой продукции не ниже уровня ведущих технических университетов.
Кроме того, в число задач необходимо включить воспитательную работу со студентами и поддержание морального климата в коллективе факультета.

3. Анализ текущего состояния
Внешнее положение, конкуренция
Целевая ниша потенциальных абитуриентов ФАИТ СибГТУ в части получения высшего образования по всем формам обучения по направлениям подготовки факультета:
• Выпускники школ г. Красноярска, Красноярского края и районов Сибири, интересующиеся информационными технологиями, видящие свое будущее в этой области.
• Выпускники родственных направлений техникумов, входящих в ассоциацию «Сибирский технологический университет».
Главные конкуренты на региональном рынке:
• ИКИТ СФУ
• ИИиТ СибГАУ
Сравнительный анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей ФАИТ СибГТУ на фоне главного конкурента – ИКИТ СФУ.
Внутренние Внешние
Преимущества Сильные стороны:
·        Квалифицированный и сплоченный, достаточно молодой коллектив преподавателей и сотрудников;
·        отлаженный учебный процесс, рабочие планы и программы, соответствующие стандартам третьего поколения;
·        высокий стандарт корпоративной этики и культуры факультета;
·        активно действующие магистратура и аспирантура, обеспечивающие воспроизводство преподавательских кадров высокой квалификации;
·        лидерство в повышении квалификации и переподготовке кадров, освоении и разработке средств дистанционного образования
Возможности:
·        Известность брэнда СибГТУ как старейшего вуза города.
·        Участие в «Ассоциации сибирский технологический университет»
·        Расположение СибГТУ в центре Красноярска.
·        Сильная и известная в России школа подготовки в областях:
·        системного проектирования, оптимизации управления сложными системами (каф. СТ)
·        проектирования информационных систем, в том числе – веб-приложений (каф. ИТ)
·        промышленной автоматики в лесной промышленности (каф. АПП)
·        средств измерений (каф. электротехники)
·        фундаментальной науки (каф. физики)
·        многолетняя положительная репутация как образовательного центра в области ИТ, в том числе доп. образования.
·        Международные связи
·        контакты с университетом NEUSOFT (Далянь, КНР) – каф. СТ, ИТ
·        учебный центр Camozzi (Италия) – каф. АПП
·        Международная проектная школа «Силиконовые долины мира. Индия», Kaveri Group of Institutes, г. Пуна, Индиякаф. ИТ.
Недостатки Слабые стороны:
·        Низкая мотивация студентов к учебе а следовательно – проблемы с успеваемостью и сохранением контингента.
·        Сокращение числа сотрудников, способных оказывать конкурентоспособные ИТ-услуги и выполнять современные научные разработки.
·        Недостаточный объем научных и технологических разработок, выполняемых в рамках грантов и хоздоговорных работ.
Угрозы:
·        Давление со стороны СФУ - приоритетного ВУЗа края для федерального и краевого правительства, обладающего преимуществом в плане известности и узнаваемости.
·        ИКИТ СФУ кратно превосходит ФАИТ по количеству ППС, контингенту студентов в том числе по количеству бюджетных мест,
·        ИКИТ СФУ является опорным институтом по выполнению ряда инновационных программ краевого правительства.


Проведенный анализ ситуации на факультете позволил выявить порядка 40 (подробно – см. Приложение 1) нежелательных явлений в различных областях деятельности – организации учебного планирования, научной и проектной работе, работе с абитуриентами, взаимодействии с администрацией Университета. Построение причинно-следственных связей между ними (см. Приложение 2) позволило выявить ряд первопричин, вызывающих остальные явления как следствие.
К числу выявленных первопричин относятся:
  • В части работы на рынке образовательных и высокотехнологичных услуг, в области привлечения финансирования научных разработок:
    o Высокая конкуренция в нише подготовки ИТ-специалистов в Красноярском крае;
    o малая известность ФАИТ среди потенциальных абитуриентов;
    o недостаточность действий по заблаговременному привлечению и удержанию абитуриентов;
    o недостаточно активная работа с потенциальными покупателями услуг, научно-технической продукции;
    o отсутствие компетенций по продажам научно-технической продукции;
    o недостаточно активная работа с экспертным сообществом в части продвижения и популяризации научной тематики факультета.
  • В части организации учебного процесса:
    o ПВЗ и подушевое финансирование по бюджетным студентам, препятствуют мотивации студентов на освоение учебных материалов угрозой отчисления;
    o Нерациональное планирование учебной нагрузки – множество повторяющихся тем в спецкурсах.
  • В части организации выполнения научных и прикладных разработок:
    o Отсутствие общей научно-значимой грантовой и хоздоговорной тематики для факультета;
    o Работа временных трудовых коллективов с администрацией университета невыгодна для ВТК – высокие накладные расходы, трудоемкое оформление;
    o факультет не включен в разработку общих научных тем университета.
Очевидно, что только стратегия, направленная на устранение в первую очередь корневых причин позволит комплексно решить проблемы, стоящие перед факультетом. Ударить в «сердце спрута», а не бить молотком по «кончикам его щупалец», пытаясь справиться со следствиями, но не устраняя первопричин.
Tags: высшее образование, настоящее, управление
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments