comtemichel (comtemichel) wrote,
comtemichel
comtemichel

Мультикультурализм или равенство. Разница подхода.

Оригинал взят у blau_kraehe в Мультикультурализм или равенство. Разница подхода.
Сейчас я объясню, что такое мультикультурализм, или как его ласково называют в Германии, мульти-культи.
В одном государстве проживают люди, принадлежащие к различным культурам. Что в этом контексте означает само слово "культура"?
Это слово имеет здесь этнографический оттенок. Это - религия, которая распространена в данной нации: ритуалы, верования и суеверия; это национальная кухня, традиции, обычаи, национальная одежда, отношения в семье, отношение к смерти и рождению. И так далее.
Мультикультурализм предполагает, что каждая такая культура должна существовать и дальше, отдельно от других, ее следует уважать, трепетно и бережно к ней относиться. Желательно немножко знакомиться с разными культурами, особенно если ты работаешь с людьми. Это способствует миру и доброжелательным отношениям.



Мульти-культи - это не плохо. В рамках буржуазного государства это очень хороший подход, так как его альтернатива - нацизм. Нацизм также признает, что есть разные культуры, но считает одну из них полноценной, а другие - нет. В мягкой форме это - "понаехали тут, раз приехали, живите, как мы, а не выпендривайтесь" (но к сожалению, нацист будет считать неполноценным даже самого интегрированного и без акцента говорящего иностранца - достаточно другой внешности). В жесткой - сами понимаете. До убийств доходит.
Собственно мягкая форма нацизма плюс естественная ксенофобия свойственны большинству населения, а государство с помощью "мульти-культи" пытается население воспитывать в более прогрессивном и гуманном духе.

Беда в том, что сама концепция мульти-культи вызывает к жизни нацизм. Это заколдованный круг. Мульти-культи как бы закрепляет людей в нише их "национальной культуры". Они - другие, они верят в другое, носят другую одежду, едят другие блюда, у них другие отношения между мужчинами и женщинами, и это ХОРОШО, утверждает мультикультурализм. Но "хорошо" очень легко превратить в "плохо", учитывая общий фон ксенофобии и то, что люди-то в основном не ангелы.

Собственно говоря, это закрепление в нише национальной культуры капитализму выгодно. Капитализм всегда паразитирует на некапиталистических, более примитивных формах общества. В данном случае выгодно то, что "нацкультуры" постоянно воспроизводят массу дешевой рабочей силы прямо в стране. Не надо никого завозить. Турецкая мамаша, готовая родить пятерых детей и вырастить их на одну зарплату мужа-подсобного рабочего (то есть фактически на пособие - потому что это очень низкая зарплата, которой на жизнь не хватит), да еще считающая себя счастливой по сравнению с соотечественницами - это очень выгодно. Национальная кухня - это куда дешевле, чем нормальное европейское питание (сравните: накормить семью кастрюлей борща или покупать каждому отдельно йогурты, колбасу для бутербродов, полуфабрикаты). Семейная смычка, существующая у эмигрантов - это тоже очень выгодно: они не требуют от государства детских садиков, оплаты ухода за детьми, а выкручиваются сами, помогая друг другу.
Этот муж-рабочий может приносить колоссальную прибыль именно потому, что работает за низкую зарплату. Заодно это приводит к общему демпингу зарплат и у местных рабочих. И наконец, эту семью можно тихонько чморить - правые орут о том, что "турки устроились тут на пособии!", рабочий класс можно с успехом делить на своих и чужих, объяснять, что на пособие вполне можно жить - вон турки или арабы очень даже довольны, и т.д. Сплошной профит.



И чем дольше в поколениях сохранится эта "национальная культура", тем удобнее и выгоднее капиталистам.
Плюс еще сети дешевых итальянских, испанских, греческих, турецких, китайских ресторанов, закусочных, магазинчиков. Это позволяет обеспечить немецких рабочих дешевыми и вкусными обедами и закусками из национальных кухонь. Там реально все дешево, так как работает в таком ресторане/кафе, например, одна итальянская семья, зарплату там никто не получает; если пересчитать доход на число работников, зарплата окажется смехотворно низкой, однако в рамках семейного бизнеса все нормально. Рабочий день, понятно, не нормирован, кто там будет проверять и жаловаться? Все довольны, все счастливы, сплошное мульти-культи, а то, что дочь в семье, может быть, хочет не разносить тарелки, а учиться в университете - это ее проблемы.
Понятно, кто-то вырывается из этой среды "национальной культуры", учится, становится "практически как местные". Особенно если внешность позволяет и не вызывает у нациков сразу рвотного рефлекса. Но этому человеку надо добиваться, чтобы его признали не просто "представителем национальной культуры", которая ассоциируется с необразованностью и подсобными работами. Надо бороться, пробиваться. И дальше всю жизнь метаться между "национальной культурой" и нормальным современным обществом.
Как сказал один старый нацист по поводу того, что мой бывший муж стал в Германии программистом: "Я, конечно, рад за него, но наше общество пригласило его не для этого, и он занимает не свое место".
(как говорится, усики-то они сбрили, а с идейками что делать прикажете?)

Это вот такая дилемма между мульти-культи и нацизмом, которые все время воспроизводят друг друга.
А есть ли альтернатива этому?
Да, она есть - при социализме. Мы с ней уже знакомы. Она не была реализована до конца, но уже очень значительно.
Это - идея равенства наций, которое должно как можно скорее перерасти в единство - создание единого советского народа.
Ленин и Сталин писали, что рабочие, несомненно, имеют национальные интересы, их нельзя игнорировать, нельзя допускать угнетения по национальному признаку. Если рабочие привыкли говорить на своем языке, им необходимы школы и обучение на этом языке. Можно вспомнить борьбу Ленина против великорусского шовинизма, за украинский язык и культуру. Вообще за создание отдельной национальной республики Украина, как и других национальных республик (тут можно многое вспомнить вообще).
С другой стороны, всегда следует проверять, национальные ли это интересы самих рабочих, или же речь об интересах национальной элиты.
То есть с точки зрения коммунистов есть два вида национальных интересов. Важный и существенный - это национальный интерес пролетариата. Если в страну являются какие-то граждане и заявляют, что с завтрашнего дня у вас не будет школ, газет, литературы на вашем родном языке, и вообще если не выучите наш язык, то останетесь маргиналами - это национальное угнетение. Тем более, если заявляют, что все люди какой-то нации неполноценны.
Но есть еще национальные интересы местных элит. Которым важно законсервировать "национальную культуру" для того, чтобы было кем помыкать. Важно, чтобы женщины продолжали носить хиджаб, например (ведь это "наш национальный обычай"), чтобы все ходили в мечеть или церковь, чтобы место женщины в семье было традиционным ("это наша национальная культура"), чтобы все носили национальные костюмы и ели (дешевую) национальную кухню. Чтобы подчинялись местным царькам, муллам и ксендзам. И вот эти интересы, понятное дело, ни пролетариату, ни коммунистам не нужны.

При этом враждебности по отношению к этнографическим элементам культур у коммунистов нет и не было. Не стану же я ненавидеть пиццу только оттого, что это - пища бедных? Наоборот, я уважаю те потрясающие способы, которые придумали народы, чтобы как-то выжить в условиях нищеты и бедности.
Кстати, интересно, что сейчас плов или вареники считаются практически "русской кухней" - на самом деле "русский" здесь заменитель слова "советский", во всех уголках Союза хозяйки готовили облегченный поп-вариант плова или те же вареники - потому что национальная кухня - это всегда пища бедняков, и в данном случае разные народы огромной страны обогащали друг друга возможностями.

В СССР этнографические элементы поощрялись. Мы помним все эти русские народные хоры, грузинские танцы, да и с вышиванками в общем-то был полный порядок; в какой-то мере это тоже было "мульти-культи": другие народы полагалось уважать и ценить их достижения.



Это не восточные дети. Это Урал и русские дети в советском садике - я и мальчик Виталик. Таджикский танец. Нас выбрали за темный цвет волос и глаз, а меня - потому, что волосы были хорошие, можно много косичек заплести :)

Поощрялась и литература на национальных языках, были татарские театры, немецкая газета Нойес Лебен (газета российских немцев), радиостанции на национальных языках. Мало того, были квоты на национальности, например, в вузах, чтобы каждый народ получил собственную образованную интеллигенцию.
Все это делалось в рамках соблюдения национальных интересов пролетариата, да и вообще народа. Чтобы никто не чувствовал себя ущемленным и обиженным, чтобы все получили возможность учиться и интегрироваться в жизнь.
Чтобы в принципе не было пренебрежительного и неуважительного отношения к другим нациям. Бытовую ксенофобию, понятное дело. до конца не победить.
Но то, что эту бытовую ксенофобию среди населения - например, антисемитизм, пренебрежительное отношение к татарам, русофобию и т.д. - выпячивают теперь как страшную проблему СССР, да еще диктуемую сверху - меня просто поражает. Эти люди других вариантов явно не видели. Они не знают, что такое ПЛОХО на самом деле.

И однако наряду с этим как бы мультикультурализмом в СССР формировался именно советский народ. Да, языком межнационального общения естественным образом стал русский (а какие еще были варианты? Эсперанто создавать? Можно считать, что русский был выбран демократическим большинством - ведь русскоязычных в стране всегда и было большинство). Однако во всех остальных отношениях это уже был не русский, а именно советский народ; число межнациональных браков все время возрастало. Этот народ был единым прежде всего в экономическом отношении - все работали в одной и той же системе, получали одинаковую зарплату, отдыхали на одних и тех же курортах, учились в единой советской школе и стандартной системе профобразования. Единой была идеология, партия. Наконец, советский народ стала объединять уже общая история - начиная с Великой Отечественной войны, когда Родину защищали все вместе (напомню, что в российской империи инородцев зачастую и в армию-то не призывали).
Еще раз - формирование советского народа не было волюнтаристским требованием свыше, это не было разовой революционной акцией: вот пришли большевики и приказали всем с завтрашнего дня бросать национальные привычки и превращаться в советский народ. Такого не было.
Было очень медленное, постепенное формирование, естественный процесс взаимоинтеграции наций, которые были равны в экономическом и политическом отношениях. Естественно, этот процесс шел не без ошибок, и в нем играла большую роль еще и классовая борьба, когда национальные элиты использовали "нацвопрос" как повод для разрушения СССР.

У советского народа были свои праздники (некоторые из них сохранились и до сих пор - например, существенно изменившее свое значение 8-е марта); свои культурные события, свои традиции. Своя советская кухня. Вспоминаем о плове, варениках и пельменях, но существенную роль в советской кухне, как ни странно, играли промышленно произведенные товары: до сих пор в "русских" магазинах за рубежом наши соотечественники покупают магазинные сырки и творожки, великолепные конфеты советской рецептуры, рыбные и мясные консервы и так далее. Советская нация была нацией высокоразвитой, ее кухня уже строилась на фабричном производстве, а не на "национальных блюдах", требующих от женщин недюжинного искусства и огромных затрат времени.
За рубежом советский народ называют "русскими", потому что капиталистические СМИ никогда не употребляли слова "советский" - само название нашего народа для них омерзительно и страшно, намекает на то, что возможны альтернативы их знаменитому мульти-культи.
Вместо "советский" они всегда говорили "русский", "советский" использовали только в негативной коннотации: советские ракеты, советские войска, советское вторжение...
Но это ложь: мы уже не только русские, а многие из нас и вовсе не русские, а украинцы, татары, евреи. Мы - советские. Следующее поколение, вероятно, уже нет, оно уже опять рассыпалось на "национальные культуры". Но мы-то ведь тоже еще живы и еще долго проживем.

В общем и целом национальная культура - признак отсталости. Наука, освоение Космоса, совместный труд по преображению Земли - все это требует точного понимания друг друга и абсолютного равенства. Рано или поздно вместе с социализмом снова будет запущен и процесс формирования новой, социалистической нации - где все равны, и нет необходимости ни подчеркивать, ни ненавидеть чей-то цвет кожи, акцент или характерные привычки.

Tags: аналитика, капитализм, коммунизм, социализм
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments